История собора
Высокий белоснежный храм с пятью куполами глубокого синего цвета с россыпью звезд, один из крупнейших в России — величественный Троице-Измайловский собор (Троицкий собор). Он был построен в 1835 году. За более чем 180 лет существования пережил многое, но выстоял.
После революции 1917 года все ценности храма вывезли, а службы прекратили. В 30-е годы его закрыли, и передали здание театру им. Ленсовета под декоративную мастерскую. В годы блокады здание использовали для хранения трупов, а в подвалах устроили бомбоубежище.
Троицкий собор сильно пострадало от бомбежек во время Великой Отечественной войны. Значительный вред был нанесен куполам и западному фасаду. А из-за неправильной эксплуатации здания были повреждены лепные и резные детали иконостаса, запачканы оставшиеся образа, роспись в куполе местами осыпалась.
Но после войны здание не спешили восстанавливать и возвращать ему прежний статус собора. Долгое время там находились неотапливаемые склады. Так продолжалось до 1990-х годов, пока городские власти не передали собор Ленинградской епархии. Приходской совет приступил к восстановительным работам, — объем предстоял колоссальный, ведь им по сути передали здание с отсыревшими голыми стенами.
За последующие 15 лет Троицкому собору почти удалось вернуть первоначальный вид. Но в 2006 во время службы начался пожар, который уничтожил главный купол храма и повредил один из малых куполов. Горящие оконные переплеты падали внутрь собора. Каменный свод центрального купола раскалился, но, к счастью, не обрушился.
Восстановление собора
Реставрационные работы в Троицком соборе начались сразу после пожара. В 2008 году приступили к воссозданию элементов главного иконостаса. Эту работу доверили петербургской компании Stavros.
В основу проекта легли архивные фотографии внутреннего убранства, чертежи, а также материалы, полученные от КГИОП Администрации Санкт-Петербурга: графический проект рамы центрального образа, модуль воссозданного по фото цветочного венка из гипса и чудом уцелевшие резные деревянные гирлянды.
Компания Stavros провела реконструкцию в несколько этапов:
- 3D сканирование предоставленных образцов;
- построение 3D моделей резных элементов;
- согласование моделей с руководством КГИОП;
- производство резных элементов для иконостаса из древесины липы.
Через год, в январе 2009, работа над проектом была завершена и принята комиссией экспертов. Компания Stavros получила благодарность в лице Главного архитектора проекта — Н. Зубкова и Главного инженера В. Л. Семочкина.
Профессионализм мастеров компании Stavros
20-ти летний опыт работы с известными реставрационными объектами подтверждает уровень и профессионализм мастеров Stavros. Компания изготавливала резной декор для Эрмитажа, Александровского дворца, Константиновского дворца, Дома Лобанова-Ростовского, Особняка И. К. Мясникова и многих других исторических объектов.
Есть несколько весомых причин доверить компании Stavros воссоздание элементов, являющихся частью культурного наследия:
- компания имеет необходимые лицензии, подтверждающие право проведения реставрационных работ;
- есть опыт согласования с КГИОП, авторским надзором, научным советом, госзаказчиками и генподрядчиками;
- мощная производственная база: более 100 современных станков ЧПУ, которые позволяют производить декор отличительно высокого качества;
- в компании сохранены традиции мастеров-резчиков, декор дорабатывается вручную;
- на производстве поддерживаются нормы температуры и влажности при работе с деревом;
- над каждым заказом работает команда специалистов с высоким уровнем подготовки и богатым профессиональным опытом: скульпторы, отделочники, резчики, проектировщики, столяры.
Кроме того, компания Stavros осуществляет полный цикл работ по изготовлению, доставке и монтажу в любой город страны и мира.