Журнал ARDIS. Окна как важнейший элемент исторического здания.

Журнал для реставраторов, строителей, архитекторов и дизайнеров ARDIS опубликовал статью о состоянии рынка реставрации и воссоздания окон исторических зданий, сложностях при реализации требований КГИОП, а также о том, к чему приводит экономия генподрядчиков на окнах при реставрации зданий.

 

 

Окна как важнейший элемент исторического здания

 

Отечественный рынок достаточно давно и без особого труда перекрывает потребительский спрос на современные деревянные окна. Однако при всем разнообразии продуктов данной группы они в подавляющем большинстве оказываются непригодными для ремонта исторических зданий с сохранением исторического вида объектов. В Санкт-Петербурге среди фирм «оконной» специализации лишь считанным единицам удалось достойно проявить себя в проектах, имеющих отношение к такой специфической нише строительного рынка, как реставрация исторических зданий.

 

Наличие такой проблемы обусловлено противоречием между технологичностью (в ее нынешнем понимании) и историчностью (в неизменно классической трактовке), которое по мере развития научно-технического прогресса только обостряется. Многие из применявшихся в прошлом особых методов сушки, механической обработки и отделки древесины, равно как старинные способы производства крепежа и запорной фурнитуры на сегодня или утрачены, или попросту непригодны из соображений экономической и временной целесообразности. С природными герметиками и теплоизоляционными материалами, которые использовались при строительстве памятников архитектуры, ситуация складывается аналогично.

Как результат, научная реставрация старинных оконных заполнений, не говоря уже о полном воссоздании, всегда становится задачей, крайне сложной в практическом исполнении. Воссоздать исторический вид конструкции, обеспечив при этом ее соответствие современным теплофизическим требованиям – под силу далеко не каждому производителю. А так как окно – не только неотъемлемый предмет архитектурного облика любого здания, а также довольно сложная техническая конструкция, обеспечивающая микроклимат внутренних помещений, от него в значительной мере зависят как продолжительность межреставрационного периода, так и комфортность среды обитания на всем его протяжении.

Сегодняшний производитель окон для исторических объектов вынужден полагаться на современные аналоги материалов и технологий, опираясь на четко прописанные и утвержденные в ГИОП методики, которые могут быть признаны до конца апробированными и успешными только спустя 10-15 лет эксплуатации. Вот почему при выборе генподрядчиком компании-реставратора оконных конструкций ее опыт в совокупности с объемом реставрационного портфолио играют далеко не последнюю роль.

В городе работает немало столярных мастерских, которые располагают своими производственными мощностями для выполнения небольших «исторических» заказов. Для сокращения издержек и увеличения скорости производства для таких окон используется древесина ненадлежащего качества и распила, которая высушивается в камерах в течение 1-2 недель, тогда как раньше древесину сушили несколько лет – дуб до 9-10, сосну и ель – до 5. Сырьем в этом случае, как правило, выступает не современный трехслойный оконный брус, а брус, полученный из цельной древесины. Изготовленные из него окна обладают одним существенным недостатком. Под действием температурно-влажностных изменений в их конструкции развиваются значительные по величине внутренние напряжения, из-за которых нарушается формоустойчивость рамы и створки. Проблема до поры до времени решается механическими регулировками и регулярным подстругиванием рамы, что, в конце концов, ведет к затруднению процесса открывания окна, образованию зазоров, уменьшению срока службы изделия. Занимая низший ценовой сегмент рынка деревянных окон, такие мастерские порой даже не включают в технологический процесс выторцовку дефектов древесины, таких как сучки, смоляные карманы и т.д. Чтобы обеспечить заказчику «приемлемую» цену, экономию приходится распространять и на комплектующие: стеклопакеты, фурнитуру, уплотнители. Объяснимо, почему при выборе в пользу такого поставщика можно сэкономить до половины стоимости действительно современной копии старинного окна с высокими потребительскими свойствами. Тем не менее, если репутация для заказчика и генподрядчика представляет более высокую ценность, чем сиюминутная выгода, ему имеет смысл обратить внимание на изделия более высокого качественного сегмента.

Можно долго рассуждать о применяемых материалах и технологиях, продлевающих срок службы окна и наделяющих его дополнительными функциями, но язык цифр более убедителен. К примеру, одна из внедренных в производство разработок Окнобург для воссоздания исторического окна имеет коэффициенты звукоизоляции более 54 дБ и теплопередачи — более 1.3м2 · оC/Вт.

Очень важным моментом выступает и обработка древесины. Ее мало покрыть краской — для изготовления современного деревянного окна нужна лакокрасочная система, созданная специально для оконного производства, и включающая, помимо собственно краски или лака, антисептик и грунтовку. Последняя обеспечивает лучшее сцепление покрытия с деревянной поверхностью, тогда как антисептирование (в идеале — методом окунания) защищает материал рамы от поражения плесенью, насекомыми, гнилью и от так называемого «осинения». Применение антисептика как обязательное условие выполняется далеко не каждым производителем окон, ведь после процедуры антисептирования на брусе поднимается ворс и требуется вышкуривание поверхности, что увеличивает сроки изготовления и стоимость изделия. Не менее важна толщина лакокрасочного слоя, учитывая, что под воздействием атмосферных явлений толщина краски убывает на несколько микрон ежегодно. Выходит, и здесь, если сэкономить на издержках, покрытие древесины потребует реставрации не через 15, а уже через 3-7 лет. Более того, даже в настоящее время некоторые компании используют для окраски окон на исторических объектах краски на нитроцеллюлозной основе. Как результат – разрушение слоя краски уже в течение ближайших 3-х лет, особенно на наружных поверхностях окон. Насколько оправдана такая экономия?

Очевидно, что через окна происходят самые значительные теплопотери здания, они же – важнейший элемент внешнего облика здания. Поэтому если при реставрации объекта обойтись без экономии не представляется возможным, нужно понимать, что экономия на воссоздании окон – крайне неоправданное решение.

На практике же заказчик, объявив тендер, зачастую играет только на понижение цены, не заботясь о других параметрах предлагаемых изделий. Этим сводятся на нет преимущества участников конкурса с богатой практикой участия в реставрационных проектах. Уже позже в процессе эксплуатации выясняется, что воссозданные окна продуваются ветром, в них затекает вода… Скоро окна почему-то начинают провисать и рассыхаться, а от древесины отслаивается краска. Тем самым дискредитируются сами деревянные окна, в то время как они, будучи изготовленными из радиального трехслойного бруса и без нарушения технологии, служат гораздо дольше бюджетных версий и отличаются большей надежностью. Необходимость выбора опытного производителя продиктована еще и тем фактом, что в исторических зданиях зачастую размещаются офисы различных госорганов, банковских структур, крупных западных компаний. Все они предъявляют повышенные требования к оконной конструкции (например, требуют инсталлировать туда функцию защиты от несанкционированного «съема» информации), воплотить которые очень непросто. В случаях предъявления таких особых требований генподрядчик иногда принимает решение заменить деревянные окна на пластик или алюминий, что в корне неправильно.

Особенно ответственным и сложным процессом становится производство окон, когда КГИОП настаивает на абсолютно точном воссоздании всех их элементов в т.н. «красных зонах». Бывает, скажем, что в архитектурно-реставрационном задании содержится требование сохранить конструкцию притворов. В последующей эксплуатации это будет означать утепление и заклеивание рам каждую зиму, что не только является делом трудоемким, но и негативно сказывается на внешнем виде исторических зданий. Окнобург в таких случаях устанавливает до двух ниток современного уплотнителя, скрывая его в конструкции окна, что является оптимальным решением проблемы. Таким образом, например, были изготовлены оконные заполнения для Таврического дворца и многих других объектов.

Наша Группа компаний, работая над воссозданием окон исторических объектов с 1994 г., оснастила деревянными окнами не один десяток исторических зданий. Среди них — Потешный дворец Московского Кремля, Государственный Эрмитаж, Русский музей, здания дворцово-паркового ансамбля ГМЗ «Петергоф», здания Сената и Синода, многие другие всемирно известные памятники. Из недавних крупных работ могу назвать здание быв. Посольства Германии, а ныне Управления Минюста России по СПб и ЛО на Исаакиевской площади (арх. Петер Беренс). В данный момент ведем работы по реставрации окон Петровского (Тронного) Зала Зимнего дворца и проектированию окон одного из зданий Московского Кремля.

Нам удалось сделать предметом бизнеса науку, и она востребована на рынке. В течение без малого двух десятилетий Окнобург работает над разработкой и внедрением новых технологий в производстве светопрозрачных конструкций, повышая планку современных стандартов, предъявляемых к деревянным окнам. К сегодняшнему дню мы накопили достаточный опыт, чтобы обеспечить надежное партнерство и гарантировать безупречное качество своей продукции.

В статье использованы материалы фотофиксации производственного процесса реставрации оконных заполнений Государственного Эрмитажа, выполненные «Окнобург».

Отправить заявку